Слабоалкогольные коктейли
Одним из выдающихся коктейльных трендов стало повышенное внимание к напиткам с низким содержанием алкоголя. Миксологи и бармены стараются отойти от классических виновников быстрого опьянения и последующего тяжелого похмелья: водки, коньяка, виски и джина. На их замену пришел более легкий алкоголь, который ранее подавался гостям в качестве аперитивов и дижестивов: вермут, игристое вино, амаро, херес и травяные ликеры.
Никита Сергеев, Менеджер по инновациям напитков MONIN в России и странах СНГ комментирует, что моду на слабоалкогольные коктейли (в Европе их называют Low-ABV от alcoholic strength by volume) сформировало поколение Z. Именно зумеры начали отдавать предпочтение слабоалкогольным и безалкогольным коктейлям, и во многом на их выбор повлиял массовый бум здорового образа жизни. На этой волне в 2015-2016 годах начали появляться разнообразные альтернативные дистилляты в формате безалкогольной основы для напитка. Ингредиентами для этих продуктов стали вода, специи и коренья, которые в совокупности называются ботаникалами. Современная дистилляция — это усложненный процесс, с помощью которого благодаря внедрению современных технологий (например, роторного испарителя) можно получить множество экстракций с сильным вкусовым и ароматическим стержнем. При добавлении такого дистиллята напиток приобретает алкогольный оттенок, при этом оставаясь безалкогольным. Изготовители слабоалкогольных коктейлей стараются, чтобы в напитке преобладала легкая горечь, а также стараются отказаться от повышенного содержания сахара в нем. Часто сладостью насыщает коктейль нектар агавы, а в некоторых заведениях в напитки также добавляют суперфуды (семена чиа, спирулину и т.д.)
Напрямую тренд на Low-ABV связан и с культивацией в обществе осознанного потребления. Современный гость приходит в бар с целью провести долгий приятный вечер в компании друзей за интересной беседой, и для этого ему необходимо оставаться в адекватной кондиции.
Важно отметить, что запрос аудитории баров и ресторанов на слабоалкогольные напитки носит общемировой характер.
Сам термин Low-ABV cocktails родом из Европы, однако один из первых вариантов данного вида напитков появился в Америке.
В 2015 году в США слово «шим» (shim) стало обозначать слабоалкогольные коктейли. Этимология данного термина крайне интересна: «shim» обозначает подкладку, которой можно подпереть ножку неустойчивого стола, чтоб тот перестал качаться. Так и коктейли, называемые шимами, выполняют функцию напитка, который может плавно перевести гостя в более спокойное или веселое состояние, без пьяного качания и утренней головной боли. Одним из первых шимов был коктейль «Дипломат», рецепт которого создал Роберт Вермеер в 1922 году. В своем напитке он использовал сладкий вермут и мараскиновый ликер.
Несмотря на то, что родиной слабоалкогольных коктейлей можно справедливо назвать Америку, Европа самостоятельно пришла к концепции Low-ABV, а теперь этот тренд добрался и до России.
Никита Сергеев подчеркивает, что культура слабоалкогольных напитков не сможет стремительно внедриться в менталитет российского гостя. В нашей стране слишком развито азартное распитие крепкого алкоголя, а гостям нередко чужды гастрономические изыски.
И всё же, осведомлённость людей и интерес к гастрономии растут, и Low-ABV продолжает пользоваться спросом среди гостей. Ведь употребляя легкие коктейли, они не чувствуют сильного опьянения, поэтому за один вечер смогут попробовать больше напитков и разных вкусов. Кроме того, напитки с небольшой концентрацией алкоголя помогают раскрыть вкус подаваемых блюд.
Идея тренда сконцентрирована именно на гастрономии, а не желании быстро напиться, что гарантирует ему долгую жизнь в российской ресторанной и барной индустрии.